приветствие

Здравствуйте! Приветствую Вас в профессиональном сообществе, посвященном электронно-библиотечным системам. Сегодня это направление очень актуально для каждой вузовской библиотеки, а для меня оно является ещё и темой кандидатской диссертации. В блоге будут выложены статьи (со ссылками, конечно), которые мне удастся найти. Так же очень надеюсь на Ваш профессиональный взгляд и опыт! Давайте общаться и помогать друг другу!

суббота, 28 мая 2011 г.

Критерии оценки ЭБС – больше вопросов, чем ответов

Автор: Андрей Федоров · Дата: 24 мая 2011 · Есть 9 коммент. Версия для печати Версия для печати

Буквально недавно были приняты критерии Советом при Минобре. Хорошо это или плохо, надо будет изучать, а в дальнейшем практика покажет. И во уже сейчас некторыми специалистами проводятся оценки возможности создания и использования ЭБС в вузах (критериев ЭБС). Предлагаю Вашему вниманию практические советы Вузовским библиотекам по выбору ЭБС. На сайте ассоциации электронных библиотек Михаил Шварцман провел небольшое исследование по выбору ЭБС для вузовских библиотек.

Процитирую данное исследование полностью -

Не вступая в дискуссию о том, каким критериям должна соответствовать электронная библиотека, чтобы получить право именоваться ЭБС, хотелось бы дать практические советы Вузовским библиотекам по выбору ЭБС на основе недавно проведенного исследования. Для определения ценности предоставляемых ЭБС материалов было решено выяснить, насколько книги различных издательств важны при комплектовании фондов Вузовских библиотек. Для этого в библиотеки ведущих университетов страны, членов Национального Электронно-Информационного консорциума была разослана анкета со следующим и вопросами:

- книги каких издательств для Вас важнее всего;
- насколько важно для комплектования наличие грифа на издании;
- грифы каких организаций наиболее важны.

60 университетов прислали ответы на эти вопросы. По результатам был составлен рейтинг издательств.
Издательство Количество университетов,
упомянувших его как важное
Инфра-М 54
КНОРУС 36
Лань 35
ЮРАЙТ 23
Высшая школа 23
Юрайт 23
Питер 21
Академия 19
Наука 18
Проспект 18
Техносфера 16
Физматлит 16
Машиностроение 15
Бином 13
ЮНИТИ 12
БХВ 11
Дашков и К 10
Интеллект 10
МГТУ им. Н.Э.Баумана 10
Профессия 9
Феникс 9
Экономика 8
ГЭОТАР-Медиа 7
Дрофа 7
ЭКСМО 7
Аспект Пресс 6
Горячая линия – Телеком 6
КолосС 6
Вузовский учебник 5

(в виде файла в формате EXCEL) Издательств было упомянуто очень много, поэтому мы решили ограничится теми, кого назвали 5 и более университетов.

Далее мы попробовали определить насколько много книг наиболее востребованных издательств могут предоставить различные ЭБС. В исследовании рассматривались следующие ЭБС: Единое окно (хотя они и не называют себя ЭБС, но очень похожи по функциям), Контекстум, ВООК.ru, БиблиоТеx, IQlib, Лань, IPRbooks, Университетская библиотека, Книгафонд, ibooks.

Определение проходило разными способами. На сайтах некоторых ЭБС, например IQLIB, присутствует список издательств, представленных в ЭБС и список книг этих издательств, которые присутствуют в ЭБС. В некоторых предусмотрен поиск по издательству, например БиблиоТех и в этом случае нужно последовательно поискать по необходимым издательствам. Однако, в большом количестве случаев издательство отсутствует среди поисковых признаков, а поиск по ключевым словам или по тексту дает слишком много шума. При этом, если в ЭБС Лань отсутствие поиска по издательству понятно, поскольку там находятся только издания одноименного издательства, то в других случаях это создает определенные неудобства для пользователей. Вообще, информирование потенциальных пользователей о составе своих фондов поставлено в ЭБС почти везде плохо. Зачастую приводятся внушительные цифры и превосходные эпитеты без конкретизации того, что за этим скрывается. Выявление того, насколько книги наиболее востребованных издательств представлены в ЭБС, потребовало значительных усилий, поэтому мы ограничились первыми 8 издательствами. На 20 апреля 2011 года была ситуация приведенная в таблице «Наличие книг наиболее востребованных издательств» см здесь.

Выяснилось, что наиболее спрашиваемые издательства неохотно предоставляют свои издания ЭБС, предпочитая распространять их через собственные системы. Характерный пример Инфра-М и Лань. Поэтому основной массив, накапливаемый в ЭБС это издания менее востребованных издательств, университетские издания, региональные издания. Так, например, Саратовская ЭБС IPRbooks в большом количестве предоставляет литературу поволжских издательств. Возможно, для Вузов этого региона это будет очень полезно, поскольку образовательный процесс подстроен под бумажные учебники местных издательств.

Нужно сказать, что при выборе ЭБС вуз должен обязательно проанализировать состав учебников, которые используются в образовательном процессе, и на основе этого списка выяснить в каких ЭБС их находится максимальное количество. Такой анализ провела, например, библиотека Санкт-петербургского университета и выяснила, что практически весь репертуар имеется в ЭБС «ЛАНЬ» и «Университетская библиотека». На что они и подписались.

Мы видим, что Вузовская библиотека не может довольствоваться подпиской на только одну ЭБС. Очень хорошо, что в последней редакции официальных требований к ЭБС все согласились с тем, что ВУЗ может сам формировать свою ЭБС на основе подписок к различным источникам и собственных фондов. В этой ситуации для ЭБС особенно важно информирование подписчиков о своих фондах, желательно в виде пригодном для анализирования.

При оценке контента ЭБС нужно также решить важный вопрос политики комплектования библиотеки. Стремится ли библиотека покупать электронную литературу либо она хочет ее подписывать. Если у библиотеки есть желание формировать свой фонд самостоятельно, то может быть есть смысл обратить внимание на систему Библиотех, которая пока единственная предлагает не только набор подписных изданий, но и технологическую платформу для формирования собственной ВУЗовской ЭБС на основе покупки электронных книг самим ВУЗом.

Следующий аспект оценки качества фондов ЭБС – это количество грифованой литературы. Несмотря на официальную отмену грифов, сотрудники библиотек по-прежнему ориентируются на их наличие. Результаты опроса показали, что наличие грифа на издании по-прежнему очень важно для библиотек. Так очень важным назвали гриф 37% опрошенных, важным – 32 %, не очень важным 5%, не имеющим значения 3%, затруднились ответить 23%. Также в ответах приводились наименование утверждающих организаций, грифы которых важны для университетов. По частоте упоминаний они расположились в следующем порядке

1. Федеральные органы исполнительной власти РФ, имеющие в ведении ВУЗы -36 упоминаний
2. УМО по отраслям – 17 упоминаний
3. Редакционно-издательский совет вуза – 5 упоминаний
4. УМО по классическому университетскому образованию – 5 упоминаний
5. Региональный учебно-методический центр вузов – 3 упоминания
6. УМО высших учебных заведений по университетскому политехническому образованию – 3 упоминания
7. Российская академия наук – 1 упоминание
8. Российский книжный союз – 1 упоминание
9. УМЦ “Профессиональный учебник”- 1 упоминание
10. ФГУ “Федеральный ин-т развития образования” – 1 упоминание

Из этого следует, что либо нужно проводить более активную работу по разъяснению бесполезности грифов либо признать тот факт, что библиотекарям необходимо ориентироваться на какие-нибудь признаки ценности литературы и пока не будет других признаков, их место занимают грифы. И если это признать, то нужно при рекламе своих фондов всем ЭБС ясно указывать, сколько грифованой литературы хранится в данной ЭБС. К сожалению, как показывает опыт, только на сайте ibooks.ru есть возможность поиска грифованой литературы (441 издание). Хотя наверняка и в других ЭБС она имеется. Так, например, в Книгафонде присутствует более 750 единиц такой литературы, но выяснить это удалось только после прямого запроса к администратору компании. Во многих других ЭБС такого учета вообще нет.

Хотел бы подчеркнуть, что наличие грифованой литературы или книг того или иного издательства не является абсолютной оценкой ЭБС. Вполне возможно, что конкретному вузу вполне подойдут книги не только издательств, попавших в выборку. Для различных вузов подход к выбору издательств может значительно отличаться. Большинство учебников приведённых издательств имеют востребованные эквиваленты из числа изданий других издательств, не вошедших в список. Критерий содержимого имеет большое значение и недаром в официальных требованиях к ЭБС он стоит на первом месте и требует наличия не менее 2 500 учебников и учебных пособий за последние 10 лет (5 лет для изданий гуманитарной, социальной и экономической тематики). Уверен, что все ЭБС подгонят свои проказатели под этот критерий, подчас называя учебниками любую литературу, изданную вузами, включая методички. Поэтому вузу нельзя ориентироваться только на декларируемое количество изданий в ЭБС, а внимательно изучать его состав. Для принятия решения о выборе необходимо, чтобы все ЭБС представляли списки своих фондов в анализируемом виде. Такие зарубежные книжные агрегаторы, как Springer или Ebrary готовы выгрузить список своих книг в виде таблицы с полями библиографического описания. Российские же ЭБС, в своем большинстве, такой возможности не имеют.


Что же касается таких критериев как наличие учебников и учебных пособий, то складывается такое впечатление, что создатели ЭБС под учебники готовы подвести все издания, лишь бы данный критерий совпадал.

Предлагаю вашему вниманию комментарий BigShoot

Весьма занятное и полезное исследование, автору, безусловно, огромное спасибо!
Несколько соображений по поводу. Итак:
1. «…признать тот факт, что библиотекарям необходимо ориентироваться на какие-нибудь признаки ценности литературы и пока не будет других признаков, их место занимают грифы»
Конечно, вузу нужны хоть какие-то ориентиры в том море учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам, которые сейчас наводнили рынок. И качество этих произведений колеблется от «средне» до «очень плохо» в подавляющем большинстве. Но каким ориентиром может стать гриф, отмененный как класс в 2007 году? Причем уже тогда он был отменен из-за того, что стал коррупционной кормушкой для уполномоченных организаций, которые «за толику малую» лепили его на книжки сомнительного качества. Обратите внимание, что ни одна из перечисленных Вами структур, «грифы» которых принимаются библиотекарями во внимание, не вошла в перечень организаций из приказа №10 Минобра, уполномоченных «рекомендовать» учебники. Так на что же ориентируются библиотеки при закупке книг? С таким же успехом можно использовать «гриф» парикмахерской №17 или собственный «гриф» дворника дяди Васи! В таких условиях наличие «грифованной» литературы и, тем более, ее активная реклама некоторыми из перечисленных ЭБС является не более, чем маркетинговым ходом, рассчитанным на неосведомленность аудитории.
Выходов два: первый – вернуть «грифование», поручив этот процесс не загадочным УМО УМЦ ГИВЦ и ЦЦ, а, например, Академии наук (представляется весьма и весьма сомнительным, что в рыночных условиях кто-то будет за 3 копейки серьезно рецензировать вузовские учебники, а как только это станет стоить достойных денег – все вернется на круги своя: заплати больше и получи «гриф» на графоманскую белиберду)
или второй – отдать анализ содержимого ЭБС конкретным преподавателям, которые и должны дать оценку наличию и качеству учебников по своим дисциплинам. И, наверное, они и есть самая заинтересованная сторона, поскольку именно им читать лекции и вести семинары по этим учебникам.
2. И вот здесь мы плавно переходим к оценке качества учебников, которых, согласно критериям, в ЭБС должно быть не менее 2.5 тыс штук. На днях запросили списки из трех, наиболее раскрученных, ЭБС – IQLib, Университетской и Книгафонд.
Что видим?
С Книгафондом полные непонятки – поиск по слову «учебник» дает

Всего книг включенных в категорию “учебник”: 2874
• конспект лекций (299)
• курс лекций (469)
• учебник (2565)
• учебно-методическое пособие (613)
• учебное пособие (2460)
Так и сколько их? Список занимает 147 страниц, предварительный просмотр показывает, что вроде явного мусора нет и, вплоть до 132 страницы, год издания не опускается ниже 2003, но проанализировать серьезно такой список невозможно. Список «на выгрузку», как нам сказали, «готовится».
Зато с остальными все довольно прозрачно:
IQLib, как Вы и предсказывали, бодро назначил «учебниками» все, что у него вообще есть. Например:
Лабораторный практикум по курсам “Основы электроники” и “Прикладная электроника”
Лабораторный практикум по оптике
Лабораторный практикум по курсу “Основы микроэлектроники”
Лабораторная работа “Интерференция и дифракция в опыте Юнга”
Лабораторный практикум по курсам “Основы электроники”, “Электротехника и электроника”
Теория вычислений
Лабораторный практикум «Вероятностные основы математического моделирования»
Учебно-методическое пособие по решению задач повышенной сложности по сопротивлению материалов. (На основе I – ХХХ Московских городских студенческих олимпиад)
Дискретные ортогональные преобразования
Лабораторный практикум “Молекулярная физика и термодинамика”
Лабораторный практикум “Электрические и магнитные свойства вещества. Движение частиц в электромагнитном поле”
Учебно-методическое пособие для решения задач студенческих олимпиад по сопротивлению материалов. Часть 3
Лабораторный практикум по курсу “Инженерные расчеты на прочность”
Лабораторная работа “Изучение динамики движения тел в вязкой жидкости”
Введение в математику и символическую запись ее утверждений
Модульный практикум по оптике

или вот такие «учебники»:

Сочинения императрицы Екатерины II
Избранные стихотворения
Начальные основания философии
Дневник путешествия от Читы
Исторические бумаги собранные Константином Ивановичем Арсеньевым
Очерки жизни князя Платона Александровича Ширинского-Шихматова
Руководство моментальной фотографии
История военного искусства с древнейших времён до начала 19-го столетия
Московский Художественный Театр
Осада Троицкой Лавры (по Летописи Авраамия Палицына)
23000 миль на яхте “Тамара”
Очерки истории Морского Кадетского Корпуса

Нормально? Это просто наугад вырезанные куски из списка. И по списку их 3958 штук!

Или Университетская библиотека. Пишут, что у них 2556 учебников, но ниже есть расшифровка
УЧЕБНИКИ 2556
Учебники для вузов 1220
Для поступающих в вузы 27
Учебно-методическая литература для школы 959
Дошкольное обучение 133
Мультимедиа 217
т.е., как я понимаю, реально УЧЕБНИКОВ для вуза у них 1220 (это даже пока не анализируя содержание)? Т.е наполовину меньше, чем требуется?
И опять-таки:
«Каталог содержит новейшие грифованые учебники и учебные пособия 2007–2010 гг., которые широко используются в учебном процессе многих вузов».
Кто их грифовал, если как раз с 2007 года грифы и отменили?

Резюмируя, хотел бы сказать: Действительно проблема выбора ЭБС, которая была поставлена Минобром перед вузами – проблема очень непростая, но, во многом, само министерство ее и усложнило.
Как можно было требовать подключения к ЭБС, не сформулировав никаких критериев того, что же такое ЭБС? Вот мы и получили кучу сомнительной ценности ресурсов, которые гордо именуют себя ЭБС, имея в активе десяток книжек.
Сейчас, спасибо, сформулировали критерии, но опять наступают на те же грабли – 2500 штук ЧЕГО? Как отличить «учебник» от «неучебника»?
В общем «хотели, как лучше, а получилось…» то, что получилось…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Выскажите Ваше мнение...